Классификация золошлаков по химическому составу
Применение золошлаков в дорожном строительстве
Стандарты, регламентирующие использование золошлаков в дорожном строительстве
Плюсы применения золошлаков в дорожном строительстве
Золошлаки — больная тема для многих предприятий энергетического комплекса: промышленные отходы образуются ежедневно, занимают огромные площади и практически не используются. Сегодня вопросу утилизации такого рода материалов государство уделяет особое внимание, в том числе рассматривая золошлаки как ценный ресурс для применения в дорожной отрасли.
В соответствии с Энергетической стратегией Российской Федерации на период до 2050 года, утвержденной правительством в апреле этого 2025 года, доля утилизированных золошлаков в общем объеме образованных должна составлять: к 2030 году — 40%, к 2036 году — 50%, к 2050 году — 90%. Активное использование золошлаков в дорожном строительстве — наиболее перспективный способ достичь таких высоких показателей.
Золошлаки теплоэлектроцентралей (ТЭЦ), тепловых электростанций (ТЭС) и государственных районных электростанций (ГРЭС) — это промышленные отходы, образованные в процессе сжигания горных пород с целью получения тепловой и электрической энергий. К примеру, при сжигании порошкообразного угля современным факельным методом образуется некоторое количество несгоревших частиц. При этом одни из них — более крупные — оседают на дне котла, другие — более мелкие — вместе с дымовыми газами поднимаются наверх и поступают в систему фильтрации.
Разная дисперсность частиц, полученных в процессе сжигания твердого топлива, определила разделение золошлаков на три вида:
Золу уноса — мелкодисперсный материал с размером частиц до 0,314 мм, извлекаемый путем очистки дымовых газов
Топливный шлак — крупнодисперсный материал, представляющий собой спеченную часть остатка породы, с размером частиц более 0,314 мм
Золошлаковую смесь (ЗШС) — смесь топливного шлака с золой уноса, образованную во время подачи отходов в золоотвал. Шлаковая часть ЗШС состоит из шлакового песка с размером частиц от 0,314 до 5 мм, и шлакового щебня c размером фракций более 5 мм
Порядка 90% всех отходов ТЭЦ при сжигании твердого топлива составляет золошлаковая смесь, которая через систему трубопроводов поступает в специальные открытые отвалы, расположенные возле предприятия. На сегодняшний день в России на таких отвалах накопилось более 1,6 млрд тонн ЗШС — невероятная цифра.
Хорошая новость заключается в том, что золошлаки в малой степени влияют на окружающую среду, прежде всего в силу происхождения горных пород, из которых в дальнейшем образуются промышленные отходы. В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов золошлаковая смесь относится к одному из двух классов опасности отходов — малоопасные (IV) или безвредные (V). Выбор того или иного класса определяют расчетным или экспериментальным методом оценки опасности материалов. Как правило, ЗШС относят к V классу.
На здоровье человека золошлаки также оказывают минимальное воздействие. Это подтверждают не только периодические измерения показателей удельной эффективной активности естественных радионуклидов разных углей, проводимых на производстве, но и результаты экспериментов по оценке степени токсичности, проведенных отечественными медицинскими учреждениями, например Институтом токсикологии (Санкт-Петербург), Московским НИИ гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана, Кемеровской Государственной Медицинской Академией, и другими.
Химический состав золошлаков является наиболее важным показателем, определяющим свойства и дальнейшее использование этого вида отходов. Он связан с используемым при сжигании твердым топливом, в качестве которого применяют преимущественно каменные и бурые угли. В зависимости от того, с какого месторождения был привезен тот или иной вид горной породы, зависит химический состав золошлаков. К примеру, зола уноса, полученная при сжигании Подмосковного угля, в процентном отношении содержит:
SiO2 — от 46 до 55
Al2O3 — от 22 до 39
Fe2O3 — от 5 до 17
CaO — от 2 до 5
MgO — от 0,2 до 2,4
K2O — от 0,2 до 1
Na2O — от 0,2 до 0,7
SO3 — от 0,2 до 1,6
CaOсв — 1
Для сравнения: зола уноса, полученная из Березовского угля, в процентном отношении включает в себя:
SiO2 — от 13 до 45
Al2O3 — от 6 до 16
Fe2O3 — от 5 до 13
CaO — от 34 до 60
MgO — от 5 до 10
K2O — от 0,2 до 1
Na2O — от 0,1 до 1,1
SO3 — от 1 до 18
CaOсв — от 5 до 24
То есть в одинаковых горных породах, выработанных в разных регионах России, содержится разное количество химических соединений. На примере выше можно увидеть явное отличие в процентном объеме свободного оксида: в первом случае показатель равен 1, а во втором — от 5 до 24. Важно уточнить, что наличие кальция в свободном или связанном виде является одним из главных критериев, определяющих способность золы и шлака проявлять свои вяжущие свойства.
ОДМ 218.2.031-2013 «Методические рекомендации по применению золы-уноса и золошлаковых смесей от сжигания угля на тепловых электростанциях в дорожном строительстве» разделяет золошлаки по химическому составу на высококальциевые и низкокальциевые. В соответствии с документом в первом случае отходы должны содержать не менее 20% CaO + MgO, а во втором — менее 20%.
Обзорная информация «СоюзДорНИИ» от 2003 года — «Применение зол уноса и золошлаковых смесей при строительстве автомобильных дорог» — более полно раскрывает тему химического состава золошлаков, разделив их на два вида — основные и кислые.
Основные золы содержат более 10‒15% оксида кальция, а также характеризуются наличием гидравлически активных компонентов, что позволяет использовать их в качестве самостоятельного вяжущего материала.
Кислые золы содержат менее 10‒15% оксида кальция, и могут применяться как активные минеральные добавки.
Более того, разное соотношение химических соединений в золошлаках классифицирует их на три группы активности:
Активные, с общим содержанием оксида кальция от 20 до 60%, свободного оксида кальция — до 30%
Скрыто активные, с общим содержанием оксида кальция равным от 5 до 20%, свободного оксида кальция — до 2%
Инертные, с низким содержанием оксидов кальция и магния, свободного оксида кальция — до 1%. При этом материал данной группы может вообще не содержать свободного оксида кальция
Таким образом, химический состав золошлаков определяет их использование для конкретных видов работ в дорожном строительстве. Активные золошлаки характеризуются высоким модулем основности, обладают свойством самостоятельно твердеть, а значит их можно применять в качестве единственного вяжущего при производстве смесей. Скрыто активные золошлаки имеют низкий модуль основности, что предполагает использование этого материала в качестве комплексного вяжущего с обязательным добавлением активаторов твердения. Если отходы первых двух групп подходят для создания слоев основания или даже покрытия дорог, то инертные золошлаки применяют только в качестве грунтов техногенного происхождения.
Очевидно, что золошлаки, полученные в результате сжигания твердого топлива разного происхождения, обладают разными свойствами, основными из которых являются зерновой состав, насыпная и истинная плотности, водонасыщение, а также способность к морозному пучению. Показатели этих свойств определяют возможность использования отходов в дорожном строительстве с разной степенью ограничений в каждом конкретном случае.
Общую же область применения золошлаков можно найти в предварительном национальном стандарте ПНСТ 1003-2025 «Дороги автомобильные общего пользования. Материалы золошлаковые. Классификация». Так, золошлаковые материалы могут выступать в качестве:
Минерального порошка
Компонента комплексно-минеральных вяжущих и цемента
Минеральной добавки для бетонных смесей, созданных для устройства слоев оснований и покрытий дорожных одежд
Заполнителя щебеночно-гравийно-песчаных смесей (ЩГПС), в том числе обработанных органическим или неорганическим вяжущим
Добавки в холодных органоминеральных смесях
Техногенного материала в составе грунтов, стабилизированных и укрепленных неорганическим вяжущим, и укрепленных органическим вяжущим
Минеральной добавки при укреплении ЩГПС органическими и неорганическими вяжущими
Использование ЗШС или топливных шлаков при создании относительно новых асфальтобетонных смесей типа Superpave и «Евроасфальт» не регламентировано. Это и понятно: как минимум, золошлаковые смеси достаточно пористые, им свойственна высокая битумоемкость, что, очевидно, увеличит себестоимость асфальта за счет большего расхода вяжущего.
А вот золу уноса при производстве асфальта применять можно, — в качестве минерального порошка по ГОСТ 32761-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Порошок минеральный. Технические требования».
Таким образом, в дорожной отрасли золошлаки могут быть успешно реализованы для:
Сооружения насыпи земляного полотна, формирования рабочего слоя
Устройства конструктивных слоев дорожных одежд, создания дополнительных слоев
Укрепления грунтов
С учетом стоимости золошлаков, которая в зависимости от региона может составлять от 250 рублей за тонну, необходимость использования этого вида промышленных отходов для строительства объектов транспортной инфраструктуры кажется очевидным.
Разнообразие способов применения золошлаков в дорожном строительстве и постепенное развитие направления вторичного использования промышленных отходов, определили обширный список актуальных стандартов, так или иначе связанных с золошлаковыми материалами — золой уноса, топливными шлаками и золошлаковыми смесями. Среди них:
— ОДМ 218.2.031-2013 «Методические рекомендации по применению золы-уноса и золошлаковых смесей от сжигания угля на тепловых электростанциях в дорожном строительстве»
— ГОСТ 33174-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Цемент. Технические требования»
— ГОСТ 32761-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Порошок минеральный. Технические требования»
— ГОСТ 25818-2017 «Золы-уноса тепловых электростанций для бетонов. Технические условия»
— ГОСТ 25592-2019 «Смеси золошлаковые тепловых электростанций для бетонов. Технические условия»
— ГОСТ Р 59300-2021 «Дороги автомобильные общего пользования. Смеси бетонные для устройства слоев оснований и покрытий. Технические условия»
— ГОСТ Р 70458-2022 «Дороги автомобильные общего пользования. Смеси щебеночно-гравийно-песчаные. Общие технические условия»
— ГОСТ Р 70362-2022 «Дороги автомобильные общего пользования. Бетоны для устройства слоев оснований и покрытий. Технические условия»
— ГОСТ Р 70452-2022 «Дороги автомобильные общего пользования. Грунты стабилизированные и укрепленные неорганическими вяжущими. Общие технические условия»
— ГОСТ Р 70453-2022 «Дороги автомобильные общего пользования. Грунты, укрепленные органическими вяжущими. Общие технические условия»;
— ГОСТ Р 70454-2022 «Дороги автомобильные общего пользования. Смеси щебеночно-гравийно-песчаные, обработанные органическими вяжущими. Общие технические условия»
— ГОСТ Р 70455-2022 «Дороги автомобильные общего пользования. Смеси щебеночно-гравийно-песчаные, обработанные неорганическими вяжущими. Общие технические условия»
— ГОСТ Р 70196-2022 «Дороги автомобильные общего пользования. Комплексные минеральные вяжущие для стабилизации и укрепления грунтов. Технические условия»
— ГОСТ Р 70197.1-2022 «Дороги автомобильные общего пользования. Смеси органоминеральные холодные с использованием вторичного асфальтобетона. Общие технические условия»
— ПНСТ 1003-2025 «Дороги автомобильные общего пользования. Материалы золошлаковые. Классификация»
При работе по направлению использования золошлаков в дорожном строительстве стоит также выделить ценность обзорной информации, представленной «СоюзДорНИИ» в документе «Применение зол уноса и золошлаковых смесей при строительстве автомобильных дорог» от 2003 года.
Снижение общего объема накопленных отходов в золоотвалах
Увеличение качества дорог, например, за счет замены использования песчаного или суглинистого грунта золошлаковой смесью, которая по отдельным показателям демонстрирует лучший результат
Повышение экологичности
Снижение стоимости строительства объектов транспортной инфраструктуры, конечно, учитывая небольшое расстояние между золоотвалом или ТЭЦ до места устройства дороги или производственной площадки
Дополнительный источник дохода для предприятий топливно-энергетического комплекса
Выполнение задач Энергетической стратегии со стороны промышленности позволит предприятиям, в том числе строительной отрасли, а также государственным организациям, сделать шаг не только к экологичности производства, но и к положительным изменениям в нормативно-технической документации, способствующей высокому качеству устройства будущих дорог России.