Мировой опыт показывает, что одной из главных составляющих современной экономики является рациональное использование ресурсов. Максимально возможное применение вторичных строительных материалов уже давно подлежит обязательному выполнению во многих странах.
Не отстает и отечественная строительная отрасль. К наиболее распространенным в дорожном строительстве вторресурсам можно отнести вторичный щебень, асфальтогранулят, шлаки металлургических производств и золошлаки, резиновую крошку, вторичный пластик, а также целлюлозное волокно.
Применение вторичных ресурсов в строительной отрасли
Российский экологический оператор с 2022 года активно работает над программой «Применение вторичных ресурсов, вторичного сырья из отходов в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства на 2022-2030 годы». Согласно документу, применение материалов, полученных из строительных и других видов отходов, в строительстве дорог к 2030 году должно достигнуть 40%.
Переработанный асфальтобетон, или RAP-материал, является одним из распространенных вторичных материалов. Это экологически чистое решение для дорожного строительства, которое подразумевает переработку старого асфальтового покрытия и его применение в новой асфальтобетонной смеси.
Асфальтогранулят, получаемый в процессе фрезерования асфальтобетонных слоев дорожных одежд или измельчения их лома в дробильных установках, активно используется дорожно-строительными компаниями:
При производстве асфальтобетонных смесей для устройства нижних слоев покрытий и оснований дорожных одежд;
При производстве органоминеральных смесей для слоев оснований дорожных одежд;
Для укрепления обочин из щебеночных или гравийных материалов;
При приготовлении асфальтобетонных и органоминеральных смесей для устройства конструктивных слоев, а также расклинцовки щебеночных смесей при устройстве нижних слоев оснований дорожных одежд автомобильных дорог для альтернативного проезда, сельхозпереездов, дорог соединяющих разобщенные территории, объектов сети местных дорог, восстанавливаемых после строительства, реконструкции и временных дорог.
Используемая доля асфальтогранулята варьируется в зависимости от категории дороги и состава смеси. Для дорог 5-й категории и ремонта обочин можно использовать до 100% гранулята в верхнем слое покрытия. Для верхнего слоя покрытия дорог высших категорий - 25% и до 60% - для основания дорожных одежд с незначительным добавлением битумной эмульсии (до 1%) и цемента (до 1%).
Применение асфальтогранулята в дорожном строительстве
Отметим, что китайские, австралийские и европейские стандарты допускают использование вплоть до 90 – 100% асфальтогранулята для верхних слоев основаниях дорог высших категорий с незначительным добавлением вяжущих материалов. Это происходит за счет правильной подготовки вторичного материала, а также использования современных технологий переработки и оборудования, позволяющих добиваться высокого качества получаемого материала.
Установки горячего ресайклинга от компании SOLOMATIC
Такое оборудование доступно уже сейчас в России. Для подготовки и переработки старого асфальта компания SOLOMATIC совместно с NFLG «Mixing Institute» разработали комплекс установок необходимых для подготовки и дальнейшей переработки вторичного материала – уникальные системы сортировки RAP-материала, а также установки горячего и холодного ресайклинга.
Применение RAP сокращает потребность в первичных материалах, таких как новые инертные материалы и битум. Это снижает негативное воздействие на окружающую среду и сохраняет природные ресурсы.
Переработанный асфальт является более прочным и долговечным материалом, выдерживающим интенсивное движение и суровые погодные условия. Использование RAP может продлить срок службы дорожных одежд, сокращая необходимость в дорогостоящем ремонте.
Использование RAP-материала способствует принципам круговой экономики, перерабатывая старое дорожное покрытие и повторно используя его в новых строительных проектах, что позволяет сократить отходы и сохранить природные ресурсы.
Хотя использование восстановленного асфальтового покрытия (RAP) в дорожном строительстве дает много преимуществ, существуют также некоторые проблемы и ограничения, которые необходимо учитывать. К наиболее распространенным можно отнести:
Качество RAP может варьироваться в зависимости от таких факторов, как возраст материала, источник, содержание влаги, содержание и состояние битума в асфальтобетоне, а также обработка материала (размеры частиц). Данные факторы могут затруднить обеспечение постоянного качества и производительности в конечном продукте.
Контроль качества асфальтогранулята
Стоит, отметить, что при применении асфальтогранулята из разных партий контроль его характеристик проводят только после перемешивания.
Для определения характеристик RAP-материала лабораторные пробы высушивают при температуре воздуха в помещении (20±5) °C
или в сушильном шкафу при температуре не выше (60±5) 0С в целях предотвращения размягчения органического вяжущего
и слипания зерен. Водонасыщение асфальтогранулята не должно превышать 6% по массе в соответствии с ГОСТ 12801.
Зерновой состав асфальтогранулята определяют в результате лабораторных испытаний 2 точечных проб, отобранных методом экстрагирования по ГОСТ 12801 или другими стандартными методами в соответствии с ГОСТ Р 55052.
Среднеквадратическое отклонение и коэффициент вариации содержания отдельных компонентов в партии вычисляют по формулам, приведенным в ГОСТ Р 55052.
Образцы органического вяжущего приготавливают по ГОСТ Р 55052. Свойства вяжущего (глубину проникания иглы
при температуре 25 °C и температуру размягчения) допускается определять расчетным методом в соответствии с ГОСТ Р 55052.
RAP не всегда может быть совместим с новыми материалами, что в свою очередь влияет на достижение желаемых эксплуатационных характеристик и долговечности новых строительных смесей.
Несмотря на ограничения, использование RAP в дорожном строительстве остается перспективным подходом к устойчивому и экономически эффективному дорожному строительству.
Установка сортировки PSL | Установка горячего ресайклинга CR | Установка холодного ресайклинга C-Cold |
Производительность до 120 т/ч | Добавление 100% асфальтогранулята | Добавление до 45% асфальтогранулята |
По вопросам работы оборудования, приобретения и обслуживания вы всегда можете обращаться к международной команде SOLOMATIC по телефону горячей линии 8 (800) 555-73-40 или по электронной почте sale@solomatic.ru