Как известно, современный асфальтобетонный завод состоит из нескольких основных элементов — агрегата питания, сушильного барабана, виброгрохота, смесителя и многих других — они выполняют целый ряд разнообразных технологических процессов. Уследить за точностью выполнения каждого производственного этапа и тем самым обеспечить точное соответствие готовой смеси заданному рецепту, помогает система управления комплексом, за которой, — как капитан корабля, — постоянно находится оператор АБЗ.
Чтобы разобраться в том, что входит в список обязанностей этого специалиста, как происходит коммуникация между производственным направлением и лабораторией, а также до кого может вырасти оператор внутри своей организации, мы поговорили с Рустамом Джндояном — сотрудником «Лихославльавтодор» — одной из крупнейших дорожно-строительных компаний Тверской области.
— Рустам, расскажи пожалуйста, что тебя привело в дорожную отрасль? Как стал оператором?
— На самом деле, если так можно сказать, я вырос на асфальтном заводе. Помню, что еще маленьким меня дедушка брал с собой на работу, на КАМАЗе асфальт возили, даже помогал. Так что, интерес к производству, к оборудованию у меня с детства. Когда нужно было выбирать, чем заниматься в жизни, ни на секунду не задумался: пришел сюда — в «Лихославльавтодор». Сначала — около двух лет — работал слесарем, тогда еще старый советский завод стоял. Потом на предприятии появилась дээска 168-я, — проявил инициативу, сказал, что хочу попробовать оператором. Пришлось с нуля во всем разбираться.
— Сколько ты по итогу здесь работаешь?
— 9 лет: из них семь — оператором. Больше миллиона тонн асфальта за время работы выпустил.
— А что входит в твою зону ответственности?
— Я отвечаю за производство: от контроля за работой агрегатов до качества выпускаемого асфальта. Каждое утро начинаю день с обхода завода, технического осмотра. Если что-то необходимо подкрутить, смазать — иногда сам делаю, иногда к слесарям или механикам обращаюсь, — все зависит от сложности работы и свободного времени. Большую часть дня слежу за производственными процессами: точностью выполнения технологий приготовления смесей, соответствием полученных составов рецептам, тоннажем загрузки машин и так далее.
— А сколько человек необходимо для эффективной работы АБЗ в течение сезона?
— Если речь только об установке, то два оператора, два механика, два слесаря, плюс электрик, — можно одновременно, можно посменно.
— А наличие материала на складе — это на тебе? Кто принимает решение о том, к примеру, какой использовать щебень: гранит, известняк или другой?
— За поставки материалов отвечает отдельный человек. А по выбору конкретных компонентов — решаем вместе с лабораторией: они смотрят по зерновому составу, по свойствам, — потом определяем какой рецепт нам удобнее всего «поймать» и как на нем работать. Да и вообще, любые изменения, которые происходят в процессе производства, должны быть обговорены с лабораторией, — здесь важно быть единым целым. Если между нами возникает какое-то недопонимание или конкуренция — это вредит, в первую очередь, производству. Предположим, что на этапе дозирования какой-то фракции не хватает, оператор молчит и докидывает то, что хочет, чтобы побыстрее работу закончить. Соответственно, идет нарушение рецепта, а лаборатория не в курсе. Они берут пробы асфальта — не проходят. Оператор говорит: «Я не знаю. Ищите сами». Так не пойдет, в этом деле нужно быть командой.
— А как вы коммуницируете? Ты ходишь в лабораторию или звонишь по телефону?
— У нас общий чат. Это намного удобнее, чем бегать в соседнее здание, общаться по рации или звонить по телефону. В чате можно отправить фотографию и написать к ней комментарий.
— А с водителем погрузчика, который щебень и песок в бункеры загружает?
— Вот здесь как раз либо по рации, либо по звонку. Опытному водителю один раз сказал, что нужно, — он дальше все сам делает, понимает, что куда сыпать.
— Как ты думаешь, какими качествами обязательно должен обладать оператор, чтобы быть профессионалом в своей области?
— Как говорил один мой хороший друг: нужна усидчивость. Конечно, ответственность, внимание к производству: важно знать, что происходит в данный момент, какой процесс идет, что за что отвечает. И не бояться. Потому что многие начинающие операторы просто от незнания, от отсутствия опыта, бояться. Сам по себе скажу: когда начинал, много косячил. Без этого никуда.
Однажды, — давно, еще на старом заводе, — надо было приготовить черный щебень. Я по своей неопытности каменный материал слишком сильно нагрел — больше двухсот градусов. Открыл заслонку выгрузки — внутрь попал кислород — произошел взрыв. Крышки вырвало, даже небольшой пожар был. Слава богу без тяжелых последствий. Это был мой первый и единственный подобный опыт.
Ну и, конечно, должно быть желание работать. Не всем людям, которые приходят на асфальтный завод, подходит такой график, нагрузка, — это же сезон. Рабочие дни бывают ненормированными: и с раннего утра на площадке нужно быть, и какие-то сложности могут возникнуть — допоздна остаешься.
Когда только начал работать оператором, у меня такой опыт был: в три часа ночи уже на заводе, часов до пяти вечера поработал, потом остался что-то доделывать. Допустим, емкость с пылью заполнилась — сидишь до восьми часов очищаешь, подготавливаешь завод. Пришел домой, немного поспал — и снова на площадку.
К тому же, иногда без выходных приходиться трудиться — не многие это выдерживают. Нужно понимать, что во время дорожного сезона ты должен работать, а отдых — зимой. Оператор АБЗ — очень ответственная работа.
— Рустам, вопрос касательно оборудования: у вас на площадке монтируется еще один асфальтобетонный завод от компании NFLG. Почему решили остановить свой выбор на установке того же производителя?
— Наш выбор, в первую очередь, был связан с тем, что мы уже работаем на заводе NFLG: хорошо знаем все плюсы-минусы комплекса. Опыт положительный: за 4 года ничего серьезного не произошло, меняли только расходники. Автоматика полная. Вот мы сейчас с вами сидим в операторской, спокойно общаемся, а машины подъезжают, асфальт выгружается. Конечно, я краем глаза слежу за системой управления, но производство идет, все нормально. Скажу как человек, работающий на этом оборудовании не первый год: завод — качественный.
К тому же, когда я с дээски пересел на NFLG, какие-то вопросы иногда возникали. Мне помогал и всегда был на связи ваш инженер, — мой теска, — Рустам. Даже когда по видеосвязи не мог связаться, то всегда оставлял ЦУ, подсказывал. Не было такого, что бросили. Спасибо ему огромное за это.
Еще одной причиной работы с компанией SOLOMATIC стало то, что она дает большие возможности для комплексного развития операторов, лаборантов, которые работают в дорожно-строительной отрасли.
— Ты про «Шелковый путь»?
— Да. Я когда в первый раз туда попал — для меня это был огромный толчок вперед. Это намного больше, чем семинар. Те знания, которые ты там получаешь, — это базовые знания, которые должны быть в голове у каждого лаборанта, оператора и начальника завода. К тому же, «Шелковый путь» — это новые знакомства, общение с коллегами, контакты, передача опыта. Это все создает прочную основу для того, чтобы каждый из нас был уверен в своей работе и знал, что у них есть поддержка коллег. Это дорогого стоит.
— Приятно слышать такие слова. Пользуясь случаем, приглашаю тебя на «Шелковый путь 2024», который в этом году пройдет в Казани с 1 по 7 декабря. Как говорится, добро пожаловать.
— Надеюсь, что попаду.
— Раз уж мы заговорили о развитии… А как ты видишь дальнейший карьерный путь оператора АБЗ?
— Я считаю так: сама должность оператора — это начальный уровень управления производством. Оператор на связи со всеми. Он знает как устроены процессы, как наладить агрегаты, какой материал лучше использовать, как он должен храниться и так далее. Тем более, если человек не пришел со стороны, а давно уже в этой каше варится, старается, знает, что да как, что где, какие подводные камни могут возникнуть, что нужно сказать механикам, водителям, слесарям, чтобы все работало без простоев, — это огромный плюс для всей организации. Следующий уровень для оператора — начальник производства. Почему бы и нет.
— Ну и, наверное, последний вопрос: что тебе нравится в твоей работе? Что мотивирует?
— Знаете, я когда по Лихославлю гуляю с детьми, вижу новую дорогу или тротуар, понимаю, что вложил сюда частицу своего труда и это очень приятно. Особенно, когда ты живешь в таком небольшом городе, в котором только ваше предприятие дороги делает. Радостно видеть, как все вокруг развивается, как становится красивее.
Если честно, — я могу судить по нашему городу, по нашей области, — дороги стали намного лучше. Спасибо администрации. Правда. Какой город был и каким стал — это земля и небо. Приятно ходить, приятно гулять. Есть куда с детьми выйти, свежим воздухом подышать. Дороги чистенькие, асфальт новый.
Я был в других городах области: не везде так ответственно к дорогам относятся. Это, возможно, еще и потому, что у нас свое дорожно-строительное предприятие в городе находится. Более 30 лет уже развивается, огромный парк техники, оборудование закупается современное. Мы ничего не нанимаем, у нас все свое: укладчики, погрузчики, экскаваторы. Спасибо руководителю — Задо Усубовичу. Он делает это для нас, для «Лихославльавтодора», — чтобы мы могли работать. Человек, я считаю, делает большое дело.
— Рустам, спасибо, что уделил время. Удачи вашему предприятию и успехов тебе в работе.
— Спасибо. И, надеюсь, до встречи в Казани на «Шелковом пути».