Дефекты, выявленные в течение гарантийного срока
Документы, устанавливающие гарантийные сроки
Гарантийные сроки в контрактах
Освобождение от гарантийных обязательств
Судебная практика по гарантийным срокам
На дорогу, так же как на приобретенный товар или оказанную услугу, после выполненной подрядчиком работы — строительства, реконструкции или ремонта — распространяется своя гарантия. Правда, с одним значительным отличием: так как объект транспортной инфраструктуры является многокомпонентной системой, состоящей не только из, к примеру, щебеночно-песчаного основания и асфальтобетонного покрытия, но и из бордюров, водопропускных труб, разметки и многого другого, — гарантия на такие «услуги» выражается не одним временным периодом, а несколькими — под каждую группу элементов в отдельности.
Здесь же стоит сказать еще об одной отличительной особенности гарантии на дороги: гарантийный срок определяет не компания, выполняющая те или иные виды работ, а государство — на основе утвержденных типовых условий контрактов.
В течение гарантийного срока подрядная организация обязана за свой счет устранять возникшие локальные повреждения, дефекты дороги, естественно, связанные с некачественно выполненной работой исполнителя. Более того, срок действия обязательств увеличивается на период времени, в течение которого подрядная организация будет устранять те или иные повреждения. Среди них:
По земляному полотну, системе водоотвода и основанию дороги — пучины, просадки, оползания откосов, возвышение или занижение уровня обочин, неправильное положение люков колодцев и другие
По покрытию из асфальта — волны, сдвиги, выпотевание вяжущего, частые поперечные трещины, выбоины и так далее
По покрытию из бетона — шелушения, сколы кромок плит, разрушение деформационных швов и другие
По дорожным знакам — отклонение положения, нарушение целостности лицевой стороны и тому подобные
По сигнальным столбикам — изменение цвета, повреждение вертикальной разметки и так далее
Фиксирует такие повреждения — уже после сдачи объекта в эксплуатацию и запуска движения по дороге или ее участку — заказчик работ, во время запланированного мониторинга состояния объекта транспортной инфраструктуры.
При обнаружении дефектов заказчик составляет акт с перечнем повреждений, формирует предписание, и направляет документы подрядной организации, которая обязана устранить недочеты в течение трех месяцев с момента их обнаружения. Более того, если такие дефекты могут привести к аварийной ситуации, то они должны быть устранены быстрее — в соответствии со сроками, указанными в ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».
Более подробнее о мониторинге гарантийных участков дороги, проведении измерений, а также индикаторах состояния ее элементов, можно найти в СТО АВТОДОР 10.2-2014 «Методы оценки соответствия. Оценка транспортно-эксплуатационного состояния дорожных одежд автомобильных дорог Государственной компании «Автодор» на период выполнения гарантийных обязательств подрядными организациями», а также в ОДМ 218.6.029-2017 «Рекомендации по установлению гарантийных сроков конструктивных элементов автомобильных дорог и технических средств организации дорожного движения».
На сегодняшний день гарантийные сроки на автомобильные дороги определяет одно из двух, — в зависимости от производимых на объекте работ, — постановлений правительства: от 08.04.2023 г № 572
«Об утверждении типовых условий контрактов на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог, искусственных дорожных сооружений», либо — от 29.06.2023 г № 1066 «О типовых условиях контрактов на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства».
В части определения гарантийных сроков на конструктивные элементы дороги и средства обеспечения движения — оба документа практически идентичны. Так, в государственных контрактах на выполнение тех или иных работ могут быть указаны следующие сроки:
Для земляного полотна и слоев основания — для строительства и реконструкции 8 лет, для капитального ремонта и ремонта — 6 лет
Для цементобетонного покрытия — 8 лет
Для верхнего слоя покрытия из асфальтобетона — в зависимости от прогнозируемой интенсивности движения транспорта по одной полосе, автомобилей в сутки:
— до 1000 — 8 лет
— от 1000 до 2500 — 7 лет
— от 2500 до 5000 — 6 лет
— от 5000 до 10 000 — 5 лет
— от 10 000 до 20 000 — 4 года
— более 20 000 — 2 года
для нижнего слоя покрытия — 5 лет
Ко всему прочему, в постановлениях можно найти гарантийные сроки и для других элементов дороги, а также средств обеспечения движения: поверхностной обработки дорожного полотна, защитных слоев и слоев износа, дорожных знаков, разметки, барьерного ограждения, сигнальных столбиков, а также искусственных сооружений. К примеру, для мостов, путепроводов, тоннелей и эстакад — 8 лет, для водопропускных труб — 6 лет.
Говоря о документах, устанавливающих гарантийные сроки на дороги, нельзя не упомянуть
о разрабатываемом прямо сейчас национальном стандарте — ГОСТ Р «Дороги автомобильные общего пользования. Конструктивные элементы автомобильных дорог и мостовых сооружений и элементы обустройства. Гарантийные обязательства». На сайте Технического комитета №418 «Дорожное хозяйство» можно найти проект этого стандарта.
Гарантийные сроки на конкретную дорогу или ее участок, где планируется выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта или ремонта, можно найти в тендерной документации — гарантийном паспорте и/или разделе контракта — к интересующему объекту на сайте госзакупок. К примеру, в тендере этого 2025 года на 9,7 млн рублей — на ремонт дороги местного значения с щебеночно-песчаным покрытием (ЩПС), в документации указаны следующие показатели гарантийных сроков:
— земляное полотно и слои основания — 6 лет
— верхний слой из ГПС и ЩПС — 1 год.
В другом контракте на этот год, значительно более крупном, на 900 млн рублей — на ремонт дороги II категории — гарантийных сроков уже больше:
— земляное полотно и слои основания — 6 лет
— покрытие — 6 лет
— дорожные знаки — 10 лет
— стойки дорожных знаков, барьерное ограждение, бортовые камни — по 5 лет
— сигнальные столбики — 2 года
— автопавильоны (остановки) — 4 года
— разметка — 6 месяцев
Конечно, количество гарантийных обязательств и стоимость тендера — это не всегда взаимозависимые величины. Чем больше разных видов работ будет осуществлять подрядная организация — от устройства всех слоев дорожной одежды до замены водопропускных труб и строительства мостовых сооружений — тем больше в контракте будет обязательств.
© Росавтодор / rosavtodor.gov.ru
Очевидно, что не все локальные повреждения или дефекты дороги, образованные после ввода объекта
в эксплуатацию, могут быть вызваны низким качеством поставленного подрядчиком материала или неудовлетворительным уровнем выполнения работ. Отраслевой методический документ — ОДМ 218.6.029-2017 — перечисляет обстоятельства, освобождающие исполнителя от гарантийных обязательств. Среди них:
ДТП, вандализм, хищения и тому подобные
Вмешательство других компаний, к примеру, выполняющих летнее или зимнее содержание дороги
Разрушение конструктивных элементов или технических средств обеспечения безопасного движения, вызванных повреждением связанных с ними частей (к примеру оснований, опор и других), на которые не распространяется гарантия исполнителя
Рост среднегодовой суточной интенсивности движения автомобилей более чем на 25% по сравнению с расчетной
Использование в работе ранее не применявшихся материалов, например при проведении опытно-экспериментальных работ по заданию заказчика
В спорной ситуации виновность или невиновность подрядной организации в образовании дефектов определяют на основании экспертного заключения независимой компании, в том числе реализованного в рамках судебного дела.
При возникновении дефектов дороги виновность подрядной организации не всегда очевидна. Вот пример из судебной практики, очень коротко: подрядчик выполнил ремонт участка дороги, связанный с досыпкой обочин, заделкой выбоин, устройством асфальтобетонного покрытия, установкой дорожных знаков. Заказчик все работы принял, акты подписал, провел испытания кернов — асфальт соответствует требованиям стандартов.
Спустя какое-то время заказчик провел мониторинг отремонтированного участка и на одном из отрезков трассы обнаружил повышенную колейность, после чего потребовал исполнителя работ устранить дефекты на основании гарантийных обязательств, — подрядчик отказался. В итоге — суд, в процессе которого была осуществлена экспертиза. Ответ независимой компании: причины возникновения дефектов — недостаточно стабильные и жесткие (слабые) для противостояния колейности слои основания, отсутствие дренирующего слоя, а также недостаточная несущая способность основания из грунтощебня. То есть образованная на участке пластическая колея — не результат плохо выполненной работы подрядной организации, а изначально недостаточная несущая способность основания. Конечно, в требованиях истца — федерального казенного учреждения — было отказано.
Очевидно, что в формуле успешной реализации дорожно-строительных проектов находятся не только профессиональные компетенции подрядчика при выполнении работ, но и качество используемых материалов, например асфальта, бетона или укрепленного грунта. Для их создания необходимо надежное оборудование, обеспечивающее точное дозирование компонентов, автоматический режим работы и применение наилучших технологий, снижающих риски нарушения производственных процессов. К такому оборудованию, без сомнения, относятся комплексы от компании NFLG, поставляемые в Россию командой SOLOMATIC.
Мы поставляем весь спектр дорожно-строительного оборудования NFLG:
— асфальтобетонные заводы, созданные для выпуска всех видов смесей: от актуальных по стандартам серии 58401 и 58406 — до теплых, литых, цветных, с добавлением RAP-материала
— бетонные заводы, применяемые подрядными организациями для производства тяжелых смесей разных классов, необходимых при устройстве инженерных сооружений
— грунтосмесительные установки непрерывного действия, предназначенные для укрепления и стабилизации грунтов, производства тощего бетона, выпуска смесей, обработанных органическим, неорганическим или комплексным вяжущим, с добавлением RAP-материала
— дополнительное оборудование: установки для производства битумной эмульсии, полимерно-битумного вяжущего, вспененного битума, агрегаты для ввода в технологический процесс адгезионных и стабилизирующих добавок, асфальтогранулята (холодный или горячий ресайклинг).
Для начала совместной работы над вашим будущим комплексом позвоните по телефону 8 (800) 555-73-40, отправьте запрос на sale@solomatic.ru или свяжитесь любым другим удобным способом, представленным в разделе с контактами.
Сотрудничество с компанией SOLOMATIC — значительный шаг к снижению рисков, связанных с неудовлетворительным качеством конструктивных слоев, а значит потенциальной необходимостью выполнения восстановительных работ в рамках гарантийных сроков автомобильных дорог.