В Минстрое России обновили нормативные документы, которые регламентируют процесс проектирования и строительства транспортных сооружений. Речь идёт о СП 35 «Мосты и трубы» и СП 122 «Тоннели железнодорожные и автодорожные».
За несколько прошедших лет мостостроение в России получило основательное технологическое развитие. Это и ускорение темпов монтажа готовых конструкций, и использование современных материалов.
На этапе актуализации СП 35 специалисты уделили основное внимание проблемам безопасности движения автомобилей по мостам: барьерным ограждениям, водоотводу, деформационным швам.
В документ добавили требования относительно современных методов расчета мостовых конструкций на основе нелинейного подхода к учету материалов. За счет применения новых технологий бетонных работ, удается существенно сократить разброс характеристик бетона в конструкциях.
В связи с этим, на основе ряда экспериментальных исследований в обновленной редакции свода правил предусмотрено разрешение на применение методов нелинейного расчета для железобетонных мостов.
Актуализированный вариант документа обеспечивает возможность применения новых материалов, успешно прошедших проверку не только в лабораторных условиях, но и реальных конструкциях в рамках опытного проектирования и строительства мостов.
Речь идет о новых классах арматур, стали, высокопрочных бетонов (классов – В60), композитных материалов. Свод правил пересматривали после завершения ряда прикладных научных исследований, а также аккумуляции итогов опытного проектирования и строительства ряда объектов.
Согласно оценке экспертов, использование разрешенных в своде правил новых материалов и конструкций способствует снижению материалоемкости и увеличению скорости строительства средних и малых мостов.
Внесены корректировки в СП 122 «Тоннели железнодорожные и автодорожные». Одним из самых важных результатов изменения СП 122 является повышение уровня безопасности при строительстве и эксплуатации транспортных тоннелей и сохранность окружающей застройки за счет увеличения достоверности и точности геотехнических расчетов, определяющих надежность и экономичность проектируемого тоннельного объекта.
В обновленной редакции документа введены положения относительно практического использования современных подходов к сооружению котлованов, что гарантирует надёжность и дополнительную устойчивость ограждающих конструкций.
Внесенные изменения упрощают и ускоряют процессы проектирования, а также они ориентируются на гармонизацию нормативных требований с европейскими и международными стандартами.