Наличие широкого парка дорожно-строительной техники у подрядных организаций способствует успешной реализации государственных контрактов. При этом, очевидно, качество и сроки выполнения тех или иных работ зависят не только от количества используемых машин, но и от их эксплуатационного состояния.
Так, потребность подрядчиков в новой технике — экскаваторах, бульдозерах, грейдерах, катках и других — наиболее полно проявляется тогда, когда у дорожников: первое — запланированы большие объемы нового строительства; второе — количественные или качественные характеристики парка машин не соответствуют требованиям поставленных задач.
Что касается будущих объемов работ, то, как известно, национальный проект «Безопасные качественные дороги» (БКД), рассчитанный до 2030 года, подразумевает ежегодные инвестиции государства в развитие и поддержание транспортной инфраструктуры, а значит и заключение новых контрактов. Только в 2022 году бюджетное исполнение проекта БКД составило 490,4 млрд рублей, что позволило привести к нормативному состоянию порядка 16,8 тыс. км дорог. То есть существенный объем работ на ближайшие несколько лет дорожникам гарантирован.
Если говорить о качественных характеристиках парка машин, то по данным Федеральной службы государственной статистики, по состоянию на конец декабря 2022 года, в строительных организациях в России, за исключением субъектов малого предпринимательства, удельный вес строительных машин с истекшим сроком службы составил:
Эти показатели, пусть даже представленные не для отдельной дорожно-строительной сферы, а для строительной отрасли в целом, говорят нам о двух вещах: во-первых, среди эксплуатируемой в России техники значительная часть машин — заграничная; во-вторых, каждая третья-четвертая спецтехника выработала свой ресурс, установленный производителем, и нуждается, в зависимости от конкретных условий работы, либо в полной замене, либо в ремонте ее отдельных частей. Конечно, при таком варианте наработка техники с годами только уменьшается, а значит на один и тот же объем работ может понадобиться больше специализированных машин.
Срок реализации проекта «Безопасные качественные дороги», внимание государства к вопросам модернизации и поддержания в нормативном состоянии объектов транспортной инфраструктуры, постепенный износ дорожно-строительной техники, стабильно увеличивающиеся масштабы дорожной сети, — все это говорит о том, что с каждым годом подрядным организациям будет необходимо все больше машин для выполнения тех или иных работ.
В проекте «Стратегии развития строительной отрасли до 2030 года», опубликованном в августе 2019 года, указаны прогнозы ежегодной потребности отрасли в дорожно-строительной технике, рассчитанные Российской ассоциации производителей специализированной техники и оборудования. В прогнозе было отмечено, что к 2024 году, помимо прочих машин, понадобится 3290 бульдозеров, 2497 катков, 1142 грейдера; к 2030 году: 4828 бульдозеров, 3564 катка, 2032 грейдера. При этом для каждого из данных типов машин среднегодовой темп роста потребности в них определен показателем в среднем 6,6%.
Может ли отечественная промышленность удовлетворить такой спрос со стороны подрядных организаций как с количественной, так и с технологической точки зрения? Очевидно, что нет. И тому подтверждение не только показатели Росстата о процентном соотношении зарубежной техники в составе строительных машин, но и информация о производстве основных видов продукции в натуральном выражении.
— 1092 бульдозера
— 355 катка
— 749 грейдеров и самоходных планировщиков
— 576 бульдозеров
— 198 катков
— 412 грейдеров и самоходных планировщиков
С таким количеством произведенной в стране техники невозможно удовлетворить потребности всей дорожно-строительной отрасли, в том числе поэтому значительная часть машин в парке организаций созданы за рубежом. Конечно, второй причиной при этом — и далеко не второй по значимости — является то, что иностранная техника более высокотехнологична, с чем легко согласится любой дорожник, выполняющий работы, связанные со строительством, реконструкцией или капитальным ремонтом объекта транспортной инфраструктуры.
До наступления событий 2022 года основными поставщиками оборудования для дорожно-строительной сферы выступали компании из Европы, США, Японии, Китая и Кореи. После того, как часть популярных производителей оборудования, таких как Caterpillar, Komatsu, Hitachi, Volvo и других ушли из России, долю освободившего рынка заняли преимущественно китайские компании, например Lonking, SHEHWA, Yuchai, Lingong.
Не удивительно, что общая стоимость импортируемой в нашу страну продукции из Китая ежегодно демонстрирует рост. Так, Международный торговый центр (ITC) в своей статистике Trade Map указывает, что экспорт Китая в Россию по коду товарной номенклатуры внешнеэкомической деятельности 8429, обозначающий группу интересующей нас продукции — бульдозеров, грейдеров, экскаваторов, катков и тому подобных — в 2021 году составил 951,1 млн долларов, а в 2022 году — уже 1,7 млрд долларов, то есть за год увеличился почти на 80%.
Данных за 2023 год в ITC пока нет, но если сравнить информацию по общей стоимости экспортируемой продукции из Китая в Российскую Федерацию за первые 6 месяцев, указанную в отчетах Главного управления таможни КНР, то можно также обнаружить значительное увеличение общей стоимости поставляемых товаров почти на 77%: с января по июнь 2022 года из Поднебесной в Россию было отгружено продукции на общую сумму 29,55 млрд долларов, а в 2023 году за эти же месяцы — на сумму 52,28 млрд долларов.
Очевидно, что в ближайшем будущем производители техники с Востока будут играть одну из ключевых ролей в оснащении машинами организаций, реализующих крупные дорожно-строительные проекты. Тем более, что техника из КНР высокотехнологична, производительна и надежна, а отношения между двумя странами являются дружественными на протяжении долгих лет.
Конечно, отечественные производители бульдозеров, катков, экскаваторов и другой техники в последние годы все чаще говорят о необходимости ограничения зарубежных поставок в целях развития российского машиностроения и постепенного перехода к импортозамещению. И это дает свои плоды: со стороны государства так или иначе периодически вводятся различные меры поддержки российских предприятий, начиная от предоставления субсидий, заканчивая повышением утилизационного сбора для ввозимой из-за рубежа техники.
При этом заводы в России, как, впрочем, и многие иностранные производители, при создании новой продукции применяют зарубежные детали и компоненты, в том числе созданные в КНР, реализуя таким образом для отдельных видов машин постепенный переход к импортозамещению.
Для примера: производитель-поставщик оборудования для дорожно-строительной отрасли — российская компания Solomatic — с недавнего времени сконцентрировала часть своих ресурсов на локальном выпуске некоторых элементов АБЗ в регионе с хорошим инвестиционным климатом.
Сегодня на предприятии в Татарстане по чертежам одного из лидеров Поднебесной в направлении производства дорожно-строительного оборудования — компании NFLG — создают бункеры инертных материалов, емкости под вяжущее или топливо, кабины операторов, бункеры под целлюлозу. При этом готовая продукция представляет собой не просто «голый» металл, а готовые к работе агрегаты, оснащенные вибраторами, шнеками, датчиками и другими компонентами.
Такой подход постепенного импортозамещения, когда часть агрегатов создается на территории России, а часть привозится из-за рубежа, позволил компании Solomatic удешевить стоимость готовых асфальтобетонных заводов, не теряя при этом в качестве. Так, каждая поставляемая клиентам установка оснащена комплектующими от ведущих мировых поставщиков; вибраторами на подвижных пластинах, установленных на бункерах питания; энергоэффективной горелкой, характеризующейся низким расходом топлива; утепленным грохотом; вторым компьютером, полностью синхронизированным для работы с основным; и многими другими особенностями.
Более того, в планах предприятия в Татарстане значится расширение линейки производимой продукции. Приобретая АБЗ от компании Solomatic сегодня, вы не только получаете надежное оборудование для приготовления асфальта, но и вносите свой вклад в импортозамещение.
Для получения более подробной информации об асфальтосмесительных установках от компании Solomatic, возможностях подключения дополнительного оборудования, а также условиях поставки, позвоните нам по телефону 8 (800) 555-73-40, напишите в чате или отправьте запрос на sale@nflg.ru
АБЗ от компании Solomatic — гарантия стабильного выпуска разных видов смесей в течение долгих лет.