Что такое ремонт, капитальный ремонт и реконструкция дороги
Виды работ по ремонту, капитальному ремонту и реконструкции дороги
Стоимость ремонта, капитального ремонта и реконструкции дороги
Комплексы от компании SOLOMATIC
Определения понятий ремонта, капремонта и реконструкции дороги представлены в федеральном законе «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В упрощенном варианте каждое из трех
направлений можно изложить так.
Ремонт — это комплекс работ, направленный на восстановление транспортно-эксплуатационных характеристик дороги, при котором в большей степени не затрагивается ее конструктив. Пример работ, реализуемых при ремонте: фрезерование верхнего слоя покрытия и укладка нового асфальта, досыпка обочин, нанесение разметки, замена бордюров. Таким образом, ремонт дороги — это то, что можно выполнить относительно быстро; что не требует дополнительного сбора сведений, проведения изысканий, создания проекта. Неслучайно ремонт осуществляют в том числе при содержании дорог.
При капитальном ремонте, в отличие от «обычного» ремонта, проводят работы по восстановлению или замене конструктивных элементов дороги — земляного полотна, дорожных одежд, инженерных сооружений, систем водоотвода и других. Примером комплекса работ по капитальному ремонту могут служить: полное восстановление всех слоев дорожных одежд, расширение дороги в целях устройства тротуара, установка бордюрных пандусов, создание объездной дороги, демонтаж деревянных опор моста — монтаж железобетонных, ремонт водопропускных труб, замена старого остановочного павильона на новый.
Изменение существующей конструкции дорожной одежды. Из проектной документации на капитальный ремонт автомобильной дороги
Масштаб работ, выполняемых при капитальном ремонте, требует разработки проектной документации, то есть предварительного проведения инженерно-геодезических, -геологических, -гидрометеорологических, -экологических и других изысканий, согласований с различными службами, прохождения государственной экспертизы. Очевидно, что при таком комплексном подходе увеличиваются общая стоимость проекта и сроки его реализации.
Стоит отметить, что при ремонте и капремонте класс и категория дороги не меняются, а полоса отвода — земельные участки, в границах которых расположен объект транспортной инфраструктуры — остается той же.
Реконструкция, по сути, тот же капитальный ремонт, только с важной деталью: параметры дороги, ее класс и категория, или полоса отвода — по итогу реконструкции изменяются. Простой пример: выполнение комплекса работ по расширению проезжей части — увеличению полос движения с двух до четырех. В этом случае реконструкция приведет к улучшению категории дороги, например с IV на II.
План трассы. Из проектной документации на реконструкцию автомобильной дороги
Важно сказать, что каждое из двух направлений, требующих проектной документации, — капремонт и реконструкция, — всегда включают в себя «мелкие» работы, формально относящиеся к ремонту. Это очевидно: любой эксплуатируемый объект транспортной инфраструктуры в большей или меньшей степени требует небольших восстановительных работ: от заделки трещин в асфальте до нанесения свежей разметки, досыпки обочин или замены старого барьерного ограждения.
Виды работ, их классификация, предусмотренные для ремонта и капитального ремонта дорог, — а значит
по большей части и для реконструкции, — можно найти в документе Приказ Минтранса России от 16 ноября 2012 г. № 402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог».
Так, для ремонта и капитального ремонта дорог определены виды работ для следующих разделов:
Земляное полотно и водоотвод
Дорожные одежды
Искусственные и защитные сооружения
Элементы обустройства автомобильных дорог
Прочие работы
При сравнении перечня видов работ, сформулированных для ремонта и капремонта дорог, можно прийти к выводу, что для первого направления, вне зависимости от раздела, больше характерно то или иное «восстановление», а для второго — «замена, переустройство, устройство».
К примеру, для ремонта дорог в разделе «Земляное полотно и водоотвод» указано: восстановление дренажных, защитных и укрепительных устройств, отдельных звеньев прикромочных и телескопических лотков, быстротоков и водобойных колодцев, перепадов, подводящих и отводящих русел у мостов и труб, ливневой канализации. Для этого же раздела в капитальном ремонте: замена изношенных звеньев прикромочных и телескопических лотков, дренажей, водоотводных канав, быстротоков, водобойных колодцев, перепадов, элементов подводящих и отводящих русел у водопропускных труб, элементов ливневой канализации и других изношенных элементов системы водоотвода.
В разделе «Искусственные и защитные сооружения»: для ремонта — восстановление постоянных снегозащитных и шумозащитных сооружений; для капремонта — устройство постоянных снегозащитных сооружений.
В разделе «Элементы обустройства автомобильных дорог»: для ремонта — замена и восстановление электроосвещения и светофорных объектов; для капитального ремонта — устройство электроосвещения.
Еще большие различия между ремонтом и капремонтом дороги проявляются в конкретных показателях, указанных в видах работ. К примеру, если для ремонта в разделе «Дорожные одежды» говорится о возможности ликвидации колей глубиной до 50 мм, то для капитального ремонта прописано уже «более 50 мм»; для ремонта — частичная замена (до 25%) обделки тоннеля, для капитального ремонта — восстановление тоннелей, включая замену части (до 50%) обделки; и так далее.
Как уже было сказано выше, капремонт — это практически всегда комплексный подход, включающий «обычный» ремонт. Именно поэтому в видах работ для капитального ремонта можно встретить «простые» технологические процессы: укрепление обочин, устройство недостающих и ремонт бордюров по краям усовершенствованных покрытий и тротуаров, нанесение временной разметки на период ремонта, удаление временной разметки и нанесение постоянной разметки после ремонта, замена ограждений, перил и тротуаров, и другие.
При этом, капитальный ремонт — особенно в части доведения технического состояния дороги до ее категории — по видам работ значительно отличается от ремонта в разделе «Земляное полотно и водоотвод». Так, для капремонта определены:
Доведение геометрических параметров земляного полотна до норм, соответствующих категории ремонтируемого участка автомобильной дороги, включая уширение земляного полотна для устройства дополнительных полос движения и переходно-скоростных полос без дополнительного землеотвода
Поднятие земляного полотна на подтопляемых и снегозаносимых участках, переустройство пучинистых, оползневых и обвальных участков автомобильной дороги и/или искусственных дорожных сооружений на них
Полная замена земляного полотна, переустройство дефектных элементов земляного полотна и системы водоотвода
Уменьшение крутизны откосов насыпей, выемок и другие работы, обеспечивающие устойчивость земляного полотна; и так далее
Конечно, капитальный ремонт предполагает проведение более масштабных работ на объекте транспортной инфраструктуры, но это совсем не значит что стоимость такого проекта, по сравнению с ремонтом, обязательно будет выше, — здесь все индивидуально и зависит от эксплуатационного состояния конкретной дороги или ее участка.
Стоимость каждого направления работы — ремонта, капремонта и реконструкции — определяет существующее техническое состояние дороги и ее элементов, количество дефектов, масштаб износа полотна, протяженность и геометрические характеристики, соответствие или несоответствие назначенной категории, прогнозируемый траффик и многое-многое другое, вплоть до возможных возмещений расходов при выкупе земель под дальнейшее расширение дороги. В зависимости от этого, от объема будущих работ и издержек, формируется цена проекта.
На сайте госзакупок легко можно найти тендеры этого 2025 года на ремонт, капитальный ремонт и реконструкцию дорог в плюс-минус одном ценовом диапазоне. К примеру, ремонт автомобильной дороги М-7 «Волга» — 419 млн рублей (11 км); капитальный ремонт подъездной автомобильной дороги от федеральной трассы «Амур» до поселка городского типа — 437 млн рублей (около 6 км); реконструкция автомобильной дороги IV категории — 459 млн рублей (почти 7 км).
© Росавтодор / rosavtodor.gov.ru
При этом, среднюю стоимость по каждому из направлений комплексов работ все же сформулировать можно,
правда, только на основе реализованных за прошедший год проектов. Для этого стоит обратиться к докладу
Минтранса «О стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания 1 км автомобильных дорог общего пользования Российской Федерации (2023 год)», опубликованного в середине прошлого 2024 года. Так, в документе сказано, что средняя стоимость:
Ремонта 1 км дороги с условной шириной 7 метров составляет: для I категории (высшей) — 18,3 млн рублей; для сравнения — V категории — 9,5 млн рублей
Капитального ремонта 1 км 1 полосы движения: для дороги I категории — 38,4 млн рублей; V категории — 13,7 млн рублей
Реконструкции 1 км 1 полосы движения: для дороги I категории — 85,1 млн рублей; V категории — 22,8 млн рублей
Высокая стоимость ремонта, капитального ремонта и реконструкции объектов транспортной инфраструктуры, а также повышенные требования государства к нормативным межремонтным срокам для дорог федерального значения, — для ремонта 12 лет, для капремонта — 24 года, — говорят о необходимости использования дорожно-строительными предприятиями качественных материалов и надежного высокотехнологичного оборудования. К такому оборудованию, без сомнения, относятся комплексы от компании SOLOMATIC.
Мы поставляем:
Асфальтобетонные заводы, созданные для выпуска всех видов смесей: от актуальных по стандартам серии 58401 и 58406 — до теплых, литых, цветных, с добавлением RAP-материала
Бетонные заводы, применяемые подрядными организациями для производства тяжелых смесей разных классов, необходимых при устройстве инженерных сооружений
Грунтосмесительные установки непрерывного действия, предназначенные для укрепления и стабилизации грунтов, производства тощего бетона, выпуска смесей, обработанных органическим, неорганическим или комплексным вяжущим, с добавлением RAP-материала
Дополнительное оборудование: установки для производства битумной эмульсии, полимерно-битумного вяжущего, вспененного битума; агрегаты для ввода в технологический процесс адгезионных и стабилизирующих добавок, асфальтогранулята (холодный или горячий ресайклинг)
Для начала совместной работы над вашим будущим комплексом позвоните по телефону 8 (800) 555-73-40, отправьте запрос на sale@solomatic.ru или свяжитесь любым другим удобным способом, представленным в разделе с контактами.
Каждая установка от компании SOLOMATIC — надежный помощник в стабильном производстве высококачественной продукции в соответствии с заданным рецептом, и сдаче проектов, в том числе связанных с ремонтом, капремонтом и реконструкцией дорог, в определенный контрактом срок.