На практике преждевременное нарушение состояния поверхности асфальтобетонного покрытия, появление областей выкрашивания, возникновение выбоин и ям связаны с тем, что асфальтобетонная смесь подвергалась зерновой или температурной сегрегации. Процессы расслоения приводят к неравномерному распределению крупных и мелких зерен, битума и воздушных пор в общем объеме асфальтобетона. В результате нарушаются пропорции содержания разных фракций инертного материала, битума и воздуха в смеси, что приводит к локальному разрушению покрытия и сокращению срока службы дорожного полотна.
Сегрегация может возникнуть на любом этапе производства АБС: от подготовки материала до укладки и уплотнения готовой продукции. Далее мы рассмотрим причины возникновения фракционной сегрегации, непосредственно связанной с этапами выпуска смеси на АБЗ, а также представим пути решения на примере технологий, реализованных на АБЗ NFLG.
Инертные материалы при попадании в агрегат питания образуют конусообразную кучу. Угол наклона такого конуса называют углом естественного откоса. Он зависит от характеристик материала, в том числе от зернового состава и размера зерен, их массы и формы, степени сцепления между зернами, а также влажности материала.
При свободной засыпке песок, щебень крупных и мелких фракций стремятся принять собственную форму, свойственную для этого материала. В результате смесь начинает расслаиваться. При этом наблюдается два основных принципа сортировки по размеру и по форме зерен. Крупные зерна скатываются вниз бункера, а мелкие зависают в верхней части. Частицы угловатой формы и с шероховатой поверхностью обладают повышенным сцеплением и медленнее скатываются вниз в то же время, как окатанные зерна легко скатываются вниз.
Совместная работа вибраторов и системы «антислеживания» предотвращает эффект расслоения инертных материалов в бункерах АБЗ.
Расслоение проявляется в ходе просушки инертных материалов. На данном этапе выделяют два сегрегационных процесса: радиальный и осевой.
Радиальная сегрегация возникает при круговом вращении, в горизонтальной плоскости мелкие частицы скапливаются в центре, тогда как крупные смещаются к краям.
При длительной работе агрегата радиальная сегрегация переходит в осевую. Она проявляется в расслоении смеси на полосы крупно- и мелкозернистого материала, расположенные вдоль оси вращения барабана.
Неравномерный промес смеси в смесителе АБЗ может привести к сегрегационному эффекту. Особенно это актуально для установок, оснащенных смесителями устаревших конструкций. Также как и в сушильном барабане здесь играет роль и время работы установки. Нарушение технологии приготовления АБС приводит к появлению беспорядочной сегрегации.
На АБЗ компании NFLG устанавливаются двухвальные смесители принудительного действия. Агрегат имеет высокую производительность и скорость перемешивания. Время замеса длится в среднем 19 с. Благодаря снижению времени перемешивания на инертные материалы оказывается меньшее воздействие, и как следствие происходит минимальный износ, а также фракционное изменение после дозации.
Данный эффект достигается за счет использования ременчатой передачи и внутреннего строения лопастей смесителя. Запатентованная форма смесителя, а также уникальное расположение угла наклона стоек и лопастей дает 100% гарантию гомогенности смеси и снижению сегрегации на дальнейших этапах.
Опасность зернового расслоения АБС может возникнуть при выгрузке материала в накопительные бункеры и кузов самосвала, а также в ходе транспортировки – из-за вибрации и тряски грузового автотранспорта.
Выделяют следующие виды сегрегации, связанной с выгрузкой смеси: концевая односторонняя и концевая двусторонняя.
Этот вид сегрегации проявляется в виде скоплений щебня, расположенных только вдоль одного края уложенной полосы. Основная причина такого дефекта – неправильная загрузка смеси в накопительный бункер для ее хранения до погрузки в самосвалы. Обычно это значит, что асфальт засыпали одной конусообразной кучей, которая расслоилась под действием гравитации.
Для предупреждения этого вида сегрегации нужно соблюдать правила погрузки смеси в накопительные бункеры: не выгружать материал с высоты более 2 м, сбрасывать его единой массой и не допускать образования конуса.
Агрегат готовой смеси имеет увеличенный угол стенки скипа, что сводит на нет образование процессов расслоения. При выгрузке происходит расклиновка потока.
В момент выгрузки скипа откатное дно скипа открывается целиком. Это решение привело к увеличению потока выгрузки и уменьшению количества переваливания материала, снижая его валкость.
При возникновении сегрегации наблюдаются скопления щебня, расположенные на одинаковом расстоянии друг от друга, вдоль двух краев полосы, уложенной асфальтоукладчиком.
К такому дефекту обычно приводят ошибки на этапе выгрузки и транспортировки смеси. Например, неправильная загрузка самосвала: сброс смеси с высоты более 2 м или выгрузка с образованием конусообразной кучи.
Таким образом, для предупреждения такого дефекта необходимо соблюдать правила погрузки, выгрузки и транспортировки АБС. Для дополнительного уменьшения сегрегационного эффекта рекомендуем в процессе укладки использовать перегружатель асфальта.
Выгрузка в самосвал реализована тремя точками выгрузки, смещенными к центру, за счет чего самосвал имеет возможность легко зацентроваться и скорректировать поток АБС.
Увеличенный шибер позволяет производить сброс смеси в самосвал большим потоком, без долгого «стекания», что приводит к уменьшению времени выгрузки и снижению сегрегации.
Заслонка установлена вдоль движения транспортного средства, а не поперек, как на большинстве современных АБЗ. За счет центрального исполнения выгрузки увеличивается конус внутри кузова и площадь сегрегационного пространства. Готовая АБС распределяется более равномерно, снижая эффект сегрегации на тонну смеси.
В результате действия множества факторов, при укладке асфальтобетонных слоев дорожной одежды могут возникать температурная и фракционная сегрегация.
Независимо от вида, сегрегация неизбежно проявляется в дефектах дорожного покрытия и, как следствие, в снижении эксплуатационных характеристик и срока службы всей дорожной конструкции.
Данную проблему нужно контролировать. На сегодняшний день в качестве наиболее эффективных мер по предупреждению и сокращению влияния сегрегации в АБС являются тщательный подбор состава смеси на этапе проектирования, работа на высокотехнологичных асфальтосмесительных установках NFLG, а также применение перегружателей.