Присутствие главного инженера на производственной площадке заказчика — гарант качественно выполненной работы. Именно он отвечает за итоговый результат сборки и запуска комплекса — АБЗ, БСУ, ГСУ или любого другого — от соответствия положения металлоконструкций уровням высотных отметок до точности работы питателей под бункерами инертных материалов.
Чтобы подробнее узнать об этапах монтажа смесительных установок, сложностях, с которыми сталкивается главный инженер, а также факторах, влияющих на сроки реализации и качество выполненных проектов, мы приехали в город Лихославль (Тверская область), где прямо сейчас наш коллега — Рустам Мухамедзянов — осуществляет шефмонтаж асфальтобетонного завода NFLG Optima 3000 производительностью до 180 т/ч.
— Рустам, перед тем как непосредственно перейти к теме монтажа оборудования, расскажи, пожалуйста, немного о себе: откуда ты, сколько лет работаешь в компании, какое количество проектов реализовано с твоим участием?
— Я родом из Красноярска. Там вырос, получил образование: по первому специальному — «техник-механик», по второму — высшему — «менеджмент организации». Одно время трудился в Гостехнадзоре по Красноярскому краю, потом перерыв был, знакомый предложил сменить направление и поработать в компании, поставляющей оборудование NFLG. Так и пошло-поехало.
— А это какой год был?
— 2014-й. Причем изначально я занимался продажей заводов. Как-то шеф сказал: «Поехали на монтаж, посмотришь». И так на площадке все гладко, все легко прошло, что понравилось, затянуло.
— А сколько ты комплексов запустил за это время?
— Я по началу вел подсчеты, записывал, но потом перестал, — слишком много их стало. К тому же на некоторых предприятиях по несколько единиц оборудования запускали. К примеру, в «Алексеевскдорстрое» в 22-м году параллельно монтировали асфальтосмесительную и грунтосмесительную установки, — набегался я тогда, конечно. Если приблизительно сказать: за 10 лет около 50-ти различных проектов выполнил.
— По твоему опыту, из каких основных, принципиально важных этапов состоит монтаж, к примеру, асфальтобетонного завода?
— Первоочередное — устройство фундамента — это основа. От качества заливки бетона зависит многое, в том числе срок выполнения проекта. Если заказчик не в полной мере обеспечил качественный фундамент, значит нам придется уже в процессе работы тратить время на создание «подкладок», выравнивание и так далее.
Возьмем, для примера, установку сушильного барабана: здесь соответствие высотным отметкам — ключевой момент. Агрегат максимально нужно выставить в ноль, чтобы не было нарушения конструкции по диагонали, перекосов. Будут перекосы — барабан будет «убегать».
Второй этап монтажа — это сборка и установка металлоконструкций: этажей башни, элеваторов, силоса, блока рукавных фильтров, сушильного барабана, газохода и так далее. При чем отдельное внимание я бы уделил вопросам необходимости постоянного наличия на площадке техники, а также качественному составу бригады. Как говорится, кадры решают все.
А то ведь как иногда бывает: дорожника с объекта выдернули, на монтаж закинули, а он даже не знает как шайбу с гравером на болт одеть, с какой стороны соединить лучше, чтобы потом с ключом удобнее работать было. И приходиться стоять на каждым, объяснять, — а это опять же время.
Есть другие ребята: постояли, обговорили, — все. Ты пока в одном месте вопрос решал, подходишь, а они: «Что дальше делать? Давай следующую задачу». Понимаете разницу? Поэтому профессионализм людей, участвующих в монтаже, — принципиально важный аспект для быстрого запуска завода. Бывает бригада из трех человек делает такой объем работы, который не может выполнить бригада из шести человек.
Третий этап — установка кабель-каналов, прокладка кабелей, разводка пневматики, расключение шкафов, сборка топливной системы — если горелка на жидком топливе.
— Датчики на этом этапе подключают?
— Да. Один человек раскидывает кабель, другой укладывает, следом третий — расключает. Двое, к примеру, в кабине оператора работают, — туда заходит порядка 170 линий, — косы принимают, проверяют, обрезают лишнее, укладывают, обжимают, заводят, подключают.
Четвертый этап — пусконаладка. Проверяем работу каждого узла в отдельности без подачи материала. К примеру, агрегат питания: прокрутили питатели, конвейеры, дальше регулируем ленты, ролики не ролики, датчики не датчики. То есть, параллельно при пусконаладочных проводим регулировочные работы и начинаем готовить комплекс к тестовому запуску.
После того, как мы весь завод прокрутили, провели тарировку весов, все настроили, проверили, — переходим в пятому этапу — тестовому запуску. Заводим установку, включаем горелку, прогоняем инертный материал, лаборатория определяет фракционный рассев по каждому бункеру.
— Это долгий процесс?
— Нет. При хорошей лаборатории — час-полтора.
При необходимости корректируем рецепт, потом делаем сухой замес без битума, — лаборатория снова проверяет. Если все отлично, тогда включаем подачу вяжущего. Одну рецептуру прогоняем, вторую, третью… И вот здесь уже появляется еще один этап — запуск производства. На этом этапе, как правило, мы выпускаем до 3000 тонн асфальта: одну, две, три тысячи смеси — все зависит от заказчика. Нам важно увидеть, что завод, поставленный в цикл, под нагрузкой работает эффективно, без сбоев.
— А какой из основных этапов монтажа самый трудозатратный и сложный?
— Да все они сложные. Просто на этапе, к примеру, сборки железа, трудозатраты в основном физические, а на этапе расключения, — лично для меня, — моральные. В этот момент в голове нужно держать много информации: куда какой кабель идет, где какой шкаф находится и так далее.
— Если сравнить «старый» завод NFLG, который работает на этом предприятии уже 5-й год, с тем, который монтируют сейчас, то можно обнаружить несколько конструктивных отличий. А изменились ли подходы к монтажу АБЗ за последние несколько лет?
— Конечно, некоторые отличия в этих двух заводах есть. Наши китайские коллеги, — и здесь стоит отдать им должное, — постепенно улучшают смесительные установки. Скажу больше: в некоторых случаях именно мы являемся инициаторами таких инженерных изменений.
Что касается монтажа, то пока человечество не придумало ничего нового.
— А как же онлайн-шефмонтаж в Якутске в 20-м году?
— Тогда это была скорее вынужденная мера из-за пандемии. Помню, общались с бригадиром по видеосвязи в «Ватсапе», я говорил: «Вот обрати внимание сюда, сюда. Вот это неправильно, переверни», — тяжело было. Когда ты на месте находишься, ты просто знаешь, что тебе смотреть, куда тебе обязательно заглянуть нужно, что важно проверить. В этом смысле лучше тебя никто не сделает. Плюсов в онлайн-шефмонтаже я не вижу.
— Рустам, если бы ты мог выбрать топ-3 фишек для успешной сборки и запуска АБЗ, какими бы они были?
— Ну, это то, о чем мы уже частично говорили: высокий уровень профессионализма у персонала заказчика; постоянное наличие необходимой техники на производственной площадке — кранов, подъемников, погрузчиков, манипуляторов и другой; ну и, конечно, исходные качественные элементы и оборудование завода, — с этим у нас проблем нет. При наличии всех трех составляющих новый высокопроизводительный асфальтобетонный комплекс можно запустить в течение 30 дней.
— Ну и, наверное, последний вопрос: как тебе удается не терять интереса к этой работе?
— Мне нравится разнообразие. Каждый новый проект — это новые люди, новое место, новые вызовы, иногда новые сложности, для которых необходимо найти какое-то нестандартное решение, — это и подпитывает энергией. Конечно, бывает тяжело. Особенно, когда после запуска одного завода, — практически без отдыха, — нужно ехать в другой город на монтаж следующего комплекса.
Тем не менее, я не люблю сидеть без дела. Даже когда домой к семье приезжаю, отдохну две-три недели, а потом скучно становится. Мне надо куда-то идти, что-то делать, что-то решать. Я привык находиться в движении и останавливаться пока не планирую.
— Удачи тебе в твоем нелегком деле и огромное спасибо за интервью.
— Не за что. Приезжайте еще.