Перспективы развития отрасли и проблемы кадрового голода
Внедрение новых технологий среди участников дорожно-строительной отрасли проходит неравномерно. Одни предприятия уже сегодня активно применяют современные подходы, другие же — только начинают разбираться в их особенностях. Снизить временные издержки, уменьшить количество ошибок, а также оптимизировать расходы компании при переходе на новые стандарты качества помогает дополнительное образование сотрудников. Одной из организаций, эффективно реализующей программы повышения квалификации отраслевых специалистов, является Академия ИНЖТЕХ
— Александра, перед тем как перейти к основной части интервью, связанной с дополнительным образованием в дорожной отрасли, хотелось бы немного узнать о вас — основательнице Академии ИНЖТЕХ. Расскажите пожалуйста, откуда вы родом, где работали, как пришли в дорожную отрасль?
— Я родилась и до 6 лет прожила в Чувашии. Мой отец был строителем и мечтал жить на юге, поэтому перевез нас с мамой и братом в Волгодонск, в Ростовскую область. Там прошло мое детство со всеми прелестями длинного лета и особенностями 90-х. Папа учил вопреки всему верить в справедливость и мне хотелось защищать интересы людей, добиваться справедливости. Вот почему выбрала поступление на юридический. По окончании университета вела гражданские дела в одной из консультаций, через год создала свой кабинет и стала планировать переезд в Санкт-Петербург – «город-сказку, город-мечту» как поется в одной из популярных песен.
Начинала специалистом в Городском агентстве по промышленным инвестициям: занималась юридической экспертизой документации, необходимой для предоставления инвесторам земельных участков, находящихся в собственности города. После прохождения Президентской программы подготовки управленческих кадров, уже в качестве руководителя отдела, участвовала в проектах Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли. Вместе с командой занимались развитием инвестиционного потенциала Северной столицы, презентовали российским и зарубежным инвесторам возможности промышленных территорий города, в том числе особой экономической зоны.
Один из промышленных партнеров пригласил на работу в корпорацию Уралвагонзавод — администрировать инвестиционный проект создания и развития научно-исследовательского и производственного комплекса на Северо-Западе. Это были 3 года, прошедшие на одном дыхании, в невероятной команде, проект получил статус стратегического проекта Санкт-Петербурга. После выполнения всех задач руководитель предложил продолжить совместную деятельность в подведомственной Росавтодору образовательной организации.
Вот тут-то и произошла фатальная встреча с дорожной отраслью. Сначала я развивала направление, связанное с популяризацией рабочих профессий в рамках международных чемпионатов профессионального мастерства WorldSkills. В то время Росавтодором руководил Роман Владимирович Старовойт, он горячо поддерживал это направление, привлекающее внимание молодежи к дорожным профессиям. Мы обеспечили включение в чемпионаты 4 профессий.
Следующей задачей стало создание комплексного проекта по обучению дорожников применению актуальных технологий и материалов. По согласованию рабочей группы Росавтодора с нуля были созданы программы по зимнему содержанию, стабилизации грунтов, холодному ресайклингу, обеспечению безопасности дорожного движения в местах производства работ. Обучение было проведено более чем в 40 городах России. Все это время я активно сотрудничала с отраслевыми экспертами, представителями ФКУ и подрядных организаций.
Новым витком моей жизни стала параллельная работа в 2 университетах — РУТ (МИИТ) и питерском Политехе. В первом, в качестве заместителя директора научно-образовательного центра, отвечала за проведение обучения дорожников под задачи стартовавшего национального проекта БКД, курировала разработку программ по ОФП, тонкослойным покрытиям, применению вторичных материалов и другим. Вы только представьте: за 3 года работы было организовано обучение 10 000 человек во всех субъектах без исключения. Во втором университете — курировала развитие Центра корпоративных проектов, создавая уникальные образовательные программы под запрос крупнейших корпораций России. Благодарна и РУТ (МИИТ) и Политеху за этот многогранный опыт.
— В этот момент появилась идея открыть свою академию?
— Да. Наступила какая-то новая точка отсчета. Во-первых, я четко понимала, что именно дополнительное образование стало моим окончательным профессиональным выбором. Во-вторых, хотелось двигаться дальше. Я мечтала о создании сильной образовательной структуры с качественными практико-ориентированными программами. А тут еще судьба свела меня с руководителем отраслевого образовательного центра АНО «МИПКИ» Кизиевой Тамарой Витальевной, более 20 лет обучавшей дорожников и мостовиков в Санкт-Петербурге, и мы решили объединить силы и наработки. Так Школа дорожного мастерства стала первым направлением в Академии, ведь именно дорожная отрасль привела меня в эту сферу. И это работа для души, я влюблена по уши в свое дело: постоянная коммуникация с интереснейшими экспертами, создание сложных технологических тематик программ, разнообразие регионов и людей, для которых все это создается.
Конечно, мне было сложно принять решение открыть академию, так как я всю жизнь работала в найме, за мою финансовую поддержку всегда отвечал кто-то другой, на мне не было ответственности за выплату зарплат людям, — я все это прекрасно понимала и мне было страшновато. Но одно я знала точно: во многих отраслях есть огромный запрос на качественные программы обучения по применению технологий, реально формирующие навыки, а не только теоретические знания. Ну и еще одним важным аспектом стала поддержка со стороны отраслевых экспертов. Все, с кем я иду с самого начала этого пути, вдохновили, укрепили меня в этих планах. И я решилась.
— Сегодня образовательным фундаментом Академии ИНЖТЕХ, если так можно выразиться, служат Центр корпоративных проектов и 5 школ: дорожного мастерства, прогрессивного менеджмента, производственного наставничества, сервисных инженеров, а также концертного звука и света. На каких принципах основана каждая из них?
— Принципы для каждого направления одинаковы: обязательно участие отраслевых экспертов-практиков, постоянная актуализация в части соответствия современной нормативной базе, практике ее применения, проведение занятий на базе стендов, лабораторий, производственных площадок.
— А какое из направлений сегодня наиболее популярно?
— Сферы разные — сложно сравнивать. К примеру, Центр корпоративных проектов работает с каждой из школ по индивидуальным проектам для предприятий, в том числе участвует в государственных программах по субсидированию обучения. Школа концертного звука и света – самое юное направление, но за 2 месяца ее создания мы с партнером по этому проекту провели уже 3 программы обучения для звукорежиссеров и световиков в Москве и Санкт-Петербурге.
Стремительнее всех развивается Школа дорожного мастерства: всего за 1,5 года работы мы создали и реализовали комплексные программы для руководителей, лаборантов, инженеров по проектированию, производству и укладке смесей с учетом новых стандартов, по работе с конкретными материалами, вяжущими, битумными эмульсиями и другими. Крупнейшие дорожно-строительные компании принимали участие в обучении и высоко оценили качество наших программ. У меня есть секретный лайфхак – если настроение плохое, я начинаю читать отзывы наших слушателей.
— Я знаю, что во многих программах, реализуемых Академией ИНЖТЕХ, участвуют в том числе технологические партнеры. Как вы считаете, насколько важно проводить обучение дорожников на качественном оборудовании? Условно, если бы на программе по производству смеси по новым стандартам в рамках проекта «Школа операторов АБЗ», который пройдет в Абакане с 21 по 23 октября, дорожники приехали не на асфальтобетонный завод NFLG, а, к примеру, на другой, — менее современный, — как бы это повлияло на их уровень образования?
— Мы бы все равно смогли остановиться на тонкостях производства смеси, на задачах оператора и инженеров АБЗ на примере конкретных технологических кейсов. Мы бы все равно выпустили смесь по рецепту и остановились на причинно-следственных связях, на ошибках, на том, к чему они ведут, на важности взаимодействия всех структурных подразделений АБЗ. А вот какие-то технические аспекты и спектр новых технологических возможностей, связанных с выпуском продукции по новым стандартам, мы бы показать уже не смогли. АБЗ NFLG в Абакане многофункционален: он оснащен 7 бункерами, байпасом, «вспенкой» и многим-многим другим.
К тому же, коллеги из вашей компании — SOLOMATIC — в рамках реализации программ Школы дорожного мастерства всегда разбирают ситуации, при которых то или иное современное оборудование может закрыть потребности предприятия, оптимизировать его работу; рассказывают о возможностях асфальтобетонного завода с точки зрения эффективного выполнения каждого производственного процесса — нагрева, грохочения, дозировки и других.
— А насколько важно для Академии сотрудничать с технологическим партнером?
— Это очень важно. Практика, как я уже говорила, определяющая для меня вещь. Если исходить из логики наличия полностью своей инфраструктуры для организации практики: для Школы дорожного мастерства нужна лаборатория, парк техники, полигон; для промышленного комплекса — многочисленные стенды, паяльные станции, станки с ЧПУ и многое другое, — в нашем случае, при индивидуальном подходе к составлению программ, это экономически нецелесообразно. Вот почему часто образовательные организации выбирают самый экономически эффективный путь — шаблонные программы на массовую аудиторию, даже если с актуализацией, то онлайн, или очно, но без практики. У нас путь изначально другой, показателем эффективности деятельности Академии в первую очередь является оценка качества программ слушателями.
К тому же, технологический партнер — это еще и полноценный участник в части разработки содержания программы. Когда партнер не как магазин на диване, — может представить все единицы своей техники, — а компетентно говорит о технологических процессах, — это огромный плюс.
— На основании вашего опыта, как изменился и изменился ли уровень интереса участников дорожно-строительной отрасли к тем или иным программам обучения за последние пару лет?
— Он возрос — это чувствуется очень сильно. Конечно, большим толчком для этого послужило технологическое развитие отрасли, новая нормативная база, которая обязывает дорожников перестраиваться. Когда внедрение технологий — это не просто тренд, а неотъемлемая часть жизни, ты заинтересован в том, чтобы научиться с этим работать эффективно. Некоторые говорят: «Мы сами попробуем, научимся, сделаем». Можно на своих ошибках — в рамках приемки и гарантии по контракту на выполнение работ — очень долго и, самое главное, больно учиться. А можно разобраться на интенсивном практикуме при участии опытных экспертов, — люди стали понимать разницу, они едут конкретно за этим.
— А какие специальности, по вашему мнению, будут наиболее востребованы в нашей сфере в близлежащей перспективе?
— Точно будут востребованы, как и сейчас, базовые дорожные профессии: инженеры, лаборанты, производители работ, машинисты. Еще я бы выделила специалиста по качеству. К слову, сейчас мы как раз готовим такую программу: она будет посвящена не только контролю качества, но и его управлению на всех технологических этапах, — она будет интересна как заказчикам, так и подрядным организациям.
Но мне кажется, речь не только о профессиях, но и о компетенциях в целом, — вот этого не хватает на мой взгляд. Если говорить о компетенциях, то еще более востребованными станут управленческие навыки. Это то, чего зачастую не хватает линейным руководителям: управление процессами, командой, проектами — это те компетенции, которые в других отраслях активно продвигаются. Эффективная коммуникация в сочетании с отраслевым профессионализмом — это умение выстроить аргументированный диалог с заказчиком, найти оптимальное решение для двух сторон.
— Наболевшая тема — кадровый голод. Вы много общаетесь с представителями дорожно-строительных предприятий, скажите, насколько остро сегодня стоит вопрос нехватки специалистов?
— Очень остро. И самое главное, что это еще не пик кадрового голода. Сегодня нужно активно заниматься привлечением новых кадров в отрасль и усилением компетенций персонала, чтобы не оказаться в катастрофической ситуации позже. Дорожники часто говорят о переманивании специалистов из других предприятий, изыскивают разные формы мотивации, сильно снижают требования к компетенциям при приеме на работу, готовы учить людей прямо в процессе производства работ. К примеру, на должность лаборантов, мастеров, операторов АБЗ, КДМ, принимают специалистов из другой сферы, просто потому что некому работать. И этим людям тяжело приходится: они с нуля погружаются в профессию. За таких людей нужно держаться, помогать им на этом пути стать профессионалами.
— А какие конкретные шаги, с вашей точки зрения, могли бы снизить уровень кадровой проблемы?
— На мой взгляд, при таком кадровом голоде мы точно не можем себе позволить не заниматься повышением компетенций собственного персонала. Более того, благодаря компетентным сотрудникам и оптимизации процессов современными инструментами, мы можем меньшим количеством людей выполнять работу эффективнее. Понимание этого и построение соответствующих бизнес-процессов ведут к тому, что компании находят возможность собрать и удержать команду, мотивировать, и при этом не держать лишних людей в штате.
Приведу примеры того, как низкая или недостаточная компетенция персонала дорожного предприятия влияет на его эффективность, в том числе экономическую. Производитель работ, плавающий в технологическом процессе укладки или непонимающий, что смесь пришла некачественная, отдает команду уложить асфальт. В результате: объект не принимается заказчиком, фрезеруется и переделывается. Это часто происходит, когда, к примеру, температура смеси при укладке вообще никем не контролируется. Мы проводим индивидуальные тренинги по укладке смеси на объектах дорожных предприятий, наблюдаем такую картину. Спрашиваешь производителя работ, он пожимает плечами, спрашиваешь машиниста катка: «А почему продолжаете катать по холодному? В этом нет никакого смысла — вы его уже не уплотните». «Всегда так делали», — вот такой ответ. Финиш.
Для машиниста главное – отработать смену и получить за нее деньги. Но ведь производители работ, в том числе машинисты, должны знать технологию укладки в своей зоне ответственности. Это касается каждого участника технологического процесса: от главного инженера до рабочего.
Вопросы перерасхода материалов и некорректной эксплуатации техники относятся сюда же. В итоге ответственность за результат работы команды ложится на руководителя предприятия, а это финансовые потери – штрафные санкции по контракту или переделывание объекта в рамках гарантии, потеря лояльности заказчика, репутационные риски.
Резюмирую: задача удерживать персонал и развивать его компетенции, оптимизировать ресурсы – это в первую очередь задача руководителя предприятия, так как это залог экономической и производственной эффективности организации. Ситуация с кадровым голодом быстро не разрешится, готовые специалисты не упадут на нас вдруг из ниоткуда в нужном всем количестве, не нужно питать таких иллюзий. Причем это касается многих отраслей.
— Александра, как вы видите дальнейшее развитие Академии ИНЖТЕХ?
— Моя задача не создавать как можно больше направлений деятельности, а углубляться в каждом из них все больше, развивать школы системно, как Школу дорожного мастерства. Сделать так, чтобы все работники предприятия заказчика любого из наших направлений могли комплексно получить образование со сквозным технологическим модулем — это идеология, уже на 80% реализованная в Школе дорожного мастерства за 1,5 года работы.
К 100% мы придем, когда закончим разработку программ для рабочих.
Кроме того, необходима программа профессиональной переподготовки для руководителей дорожных предприятий, с прицелом на повышение производственной эффективности, усиление управленческих навыков, где необходимо говорить об инструментах оптимизации процессов, внедрении технологий, персональной эффективности руководителя, управлении изменениями, командой и процессами, — все это при участии опытных экспертов на примере конкретных отраслевых кейсов в формате технологических интенсивов, с практикой в формате тренингов, профильных бизнес-игр и других эффективных образовательных инструментов. Совсем скоро мы представим эту программу – мини-МBA, в которой ко всему перечисленному будет встроена практика в ходе активного туризма в 4 разных локациях.
— Ну и, наверное, последний вопрос. В октябре дорожники празднуют свой профессиональный праздник. Как вам кажется, какими качествами должен обладать каждый дорожник?
— Профессионализм, вовлеченность и адаптивность к изменениям, — я бы, выделила эти три, без них вообще невозможно работать в профессии сегодня. Без желания по-настоящему погрузиться в процессы и разобраться, без понимания того, что и зачем делаешь, можно продержаться какое-то время, но потом все равно уйдешь. Адаптивность к изменениям – одно из самых востребованных качеств в настоящее время, когда вводные меняются с такой скоростью, что приходится бежать, чтобы просто стоять на месте.
Еще коммуникабельность, самые продвинутые дорожники – это те, кто постоянно коммуницирует внутри коллектива, разбираясь с проблемами не через конфликт, а через поиски общего решения, а также с коллегами из других предприятий, получая уникальный опыт применения технологий.
С такими качествами есть стопроцентная вероятность влюбиться в отрасль и связать с ней всю свою жизнь.
— Александра, спасибо за такие подробные ответы на вопросы. Успехов вашей Академии, полного набора групп и интересных проектов.
— Спасибо.