Первое, на что нужно обратить внимание при подборе оборудования — какие смеси будет выпускать предприятие и какое количество добавок при этом будет применяться, — от этого зависит не только состав будущей асфальтосмесительной установки, но и конкретные характеристики тех или иных устройств и агрегатов АБЗ. Условно: если рецепт предполагает подачу 200 грамм адгезионной добавки на одну тонну замеса, а дозатор подобран на 50 кг, — пару сотен грамм ввести не удастся, будут значительные отклонения. В результате получится смесь, не соответствующая рецепту, с отличными от лабораторных образцов свойствами.
Реальный пример: в компанию SOLOMATIC обратился заказчик с задачей подбора установки производительностью до 160 т/ч, способной выпускать и «простой» асфальт, и литой. При этом, в техническом задании был указан только один дозатор под минеральный порошок на 300 кг. Конечно, мы могли бы привезти и запустить такой комплекс, собранный по запросу клиента, но вот что важно: доля минерального порошка в литой смеси может достигать 30%, а на 2 тонны замеса это уже 600 кг. Так, в комплектацию был добавлен второй дозатор на 300 кг: при производстве асфальта, запроектированного методами объемного или объемно-функционального проектирования, будет использоваться только один дозатор, а при выпуске литого, если в этом будет необходимость, — оба. Такой подход позволит не нарушать технологию приготовления смеси и при этом поддерживать производительность АСУ на высоком уровне.
То есть, если заказчик понимает, что конкретно будет выпускаться на новой смесительной установке, разумеется, с учетом потенциальной модернизации АБЗ в будущем, то подбор подходящего оборудования, — вопрос компетенций исполнителя. К примеру, в конце прошлого года мы запустили проект производства комплекса с двумя линиями подачи ПАВ в битум. Клиент сразу сказал, что будет использовать две добавки в технологическом цикле: первую — в количестве до 100 грамм на одну тонну, а вторую — до 500 грамм на одну тонну. Для того, чтобы готовая смесь полностью соответствовала рецепту, мы оснастили установку двумя агрегатами, работающими параллельно, с ультратонкой и грубой дозировкой.
К слову, данный комплекс, который внутри нашей компании мы уже охарактеризовали как «супер-АБЗ», помимо двух линий подачи ПАВ, будет оборудован агрегатом целлюлозной добавки на 4 бункера, установкой для вспенивания битума, линией подачи цветного пигмента, установкой холодного ресайклинга, — и это далеко не все. Управление АСУ будет осуществляться из кабины, созданной специально под клиента, — шириной 4,6 и длиной 9 метров, в два этажа, с комнатами отдыха и приема пищи. В условиях «кадрового голода» обеспечение сотрудников комфортным местом для работы — дополнительный плюс в копилку предприятия. Мы рады, что можем помочь нашим заказчикам не только с приобретением современного оборудования, отвечающего актуальным требованиям отрасли, но и с решением каких-то внутренних задач.
Контроль качества начинается с проверки качества материалов, которые завозятся на производственную площадку. И здесь уже не важно, какой у вас комплекс, — если компоненты не будут соответствовать нормам стандартов на них, то и готовая продукция в большем объеме окажется браком. То есть культура подбора материалов на предприятии, конечно, должна быть.
Иногда на качество готовой продукции, не говоря уже о производительности асфальтосмесительной установки, негативно влияет некомпетентность отдельных сотрудников, связанных с тем или иным технологическим процессом. Просто для примера: некоторые водители погрузчиков не обучены тому, что забор щебня под загрузку в бункеры нужно осуществлять с краев конуса, — наоборот, зарываются в центр. К чему это приводит? К тому, что в бункер попадает не только переувлажненный материал, но и куски льда, которые встречаются в отвалах щебня даже летом. В результате — выброс пара в сушильном барабане, нарушение технологии производства, недостаточный прогрев зерен, — все это ведет к ухудшению свойств готовой смеси.
Многое зависит и от оператора АБЗ. Не всегда, но очень часто у него есть возможность обойти те или иные запреты системы управления. К примеру, при дозировании может произойти следующее: в третьем бункере горячих материалов закончился щебень, оператор не хочет ждать, пока в нем наберется необходимое количество, и начинает досыпать фракцию из четвертого бункера. В итоге — снова нарушение рецепта. Конечно, все манипуляции сохранятся в системе, но кто будет проверять каждый замес, когда в день их сотни.
К сожалению, сегодня в России практически нет хороших школ для обучения операторов АСУ, — большинство получают знания преимущественно в процессе работы на предприятии. При этом, систему управления даже новички осваивают быстро, но вот технологиям приготовления асфальта, их особенностям, влиянию тех или иных свойств материалов на качество смеси, — на производстве практически не уделяют внимания. Скажем больше: зачастую сама организация не готова вкладывать деньги в обучение сотрудников, хотя, я уверен, каждый руководитель предприятия понимает, что неквалифицированный специалист — это брак при выпуске смесей, претензии от заказчика, простой асфальтосмесительной установки, — все это в итоге обходится дороже, чем приобретение программы обучения.
Команда SOLOMATIC, в партнерстве с крупнейшими дорожно-строительными и образовательными организациями России, помимо проведения уже традиционного ежегодного научно-практического семинара «Шелковый путь», участвуем в реализации образовательных мероприятий, в том числе и для операторов: программ обучения, организованных Школой дорожного мастерства Северо-Западной академии инженерных технологий, ближайшая из которых, к слову, пройдет с 1 по 4 апреля в Краснодаре; а также международной школы операторов, проходящей в Поднебесной под руководством наших коллег — специалистов НИИ «NFLG Mixing Institute».
Будем рады видеть вас и ваших коллег на любом из этих мероприятий, — давайте развивать дорожно-строительную отрасль вместе.